МБУДО СДЮСШОР № 24

по хоккею имени Владислава Третьяка

Образовательные программы

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

poryadok1 deyatelnosti po dop programma
por2 por3

 1.1 progr predprof fk

«УТВЕРЖДЕНО»                                              «УТВЕРЖДАЮ»

На Педагогическом совете                                Директор   МБУДО ДЮСШ №24                

Протокол №____ от                                             по хоккею им. В. Третьяка

                                                                             _________________ Озеров В.А.  

«___»_____________2015 г.                                   «__»______________ 2015 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

детско-юношеская спортивная школа № 24 по хоккею

имени Владислава Третьяка

 

 

 

 

 

Срок реализации программы 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2015


 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана в соответствии с

 

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,

 

- Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации»,

- Уставом МБУДО ДЮСШ № 24 по хоккею имени В. Третьяка,

 

на       основе       следующих       нормативно-правовых       документов,       определяющих функционирование спортивной школы:

               - приказа Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»,

- приказа Минспорта России от 30.08.2013 г. №688 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках»,

- приказа Минспорта России от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей                            организации    и осуществления образовательной,          тренировочной    и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,

- основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ по фигурному катанию на коньках.

 

Образовательная программа базируется на следующих методических принципах:

 

- принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного      процесса      (все       виды      подготовки,      медико-психологического сопровождения, восстановительных мероприятий и комплексного контроля освоения программы обучающимися) в оптимальном соотношении;

- принцип преемственности определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств обучения и подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности;

- принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в      зависимости    от    этапа    многолетней    подготовки,    возрастных    индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Программа         является         основным        регламентирующим         документом обеспечивающим эффективное построение образовательного процесса в системе многолетней спортивной подготовки и содействует успешному решению задач физического воспитания детей.


       Характеристика вида спорта фигурное катание на коньках

 

Фигурное катание на коньках относится к наиболее любимым и популярным видам спорта в России. Сущность данного вида спорта заключается в передвижении спортсмена на коньках по льду под музыку. Одиночное катание имеет целью продемонстрировать технику движения по льду с одновременным выполнением различных комбинаций базовых элементов – шагов, спиралей, вращений и прыжков. Популярность фигурного катания связана с выступлением спортсменов перед зрителями, что оказывает огромное эстетическое воздействие на них.

Специфичность фигурного катания на коньках заключается в особенности выполняемых движений: с высокой скоростью, с внезапными торможениями и ускорениями, с резкой сменой положения тела в пространстве, с быстрыми вращениями тела.

Независимо от возраста и мастерства большинство фигуристов выступает перед зрителями. Умение сосредоточиться, преодолеть боязнь выступать перед многочисленной аудиторией - ценные качества, хорошо развиваемые занятиями фигурным катанием.

Занятия данным видом спорта способствует снятию нервного напряжения, приведению в норму веса, сохранению стройности фигуры, укреплению легких, приобретению и развитию гибкости тела и сопротивляемости организма заболеваниям. Еще одно свойство, развивающиеся у человека, занимающегося фигурным катанием, — быстрота реакции и совершенная координация. Перемещение фигуристов на льду представляет собой хаотическое движение, при котором спортсмены часто движутся навстречу друг другу на большой скорости. Столкновения же случаются весьма редко. Развитию быстроты двигательной реакции способствуют многие элементы фигурного катания, например, исполнение прыжков с вращением в воздухе, когда спортсмен за десятые доли секунды производит целый комплекс движений.

 

               Структура системы многолетней подготовки.

 

В системе подготовки юных фигуристов основополагающим является взаимосвязь процессов обучения, тренировки и соревнований. Эффективность построения системы подготовки юных фигуристов зависит от реализации закономерностей их развития с учетом способностей и возможностей на каждом возрастном уровне.

Программа направлена на:

-   отбор одаренных детей и их дальнейшую специализацию в избранном виде спорта;

-   создание условий для физического воспитания и физического развития детей;

-    формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

-   подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

-       подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

-    организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Содержание программы учитывает особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта, в том числе:

-          необходимость доведения исполнительского мастерства обучающихся до виртуозности и достижением на этой основе высокой надежности технических действий;

-   овладение новыми, сверхсложными оригинальными упражнениями;


-  обеспечение стабильного результата на основных спортивных соревнованиях с учетом соответствия соревновательных программ и (или) композиций требованиям, предусмотренным правилами по фигурному катанию;

- применение методов сопряженных воздействий, высоких по объему и интенсивности тренировочных нагрузок с целью формирования такого уровня специальной выносливости, который значительно превышает потребность в соревновательной деятельности;

- многократное моделирование усложненных условий соревновательной деятельности в системе модельных микроциклов, при этом в ударных модельных микроциклах объем тренировочной нагрузки может превышать соревновательный, но не более чем в два раза;

- постоянную готовность к соревновательной деятельности в течение всего годичного цикла.

 

Основные задачи:

  1. 1.Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
  2. 2.Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
  3. 3.Формирование культурного здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

4. Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

 

Образовательные:

  • формирование технико-тактического мастерства;
  • содействиефизическомуразвитию,разностороннейфизической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
    • выполнение контрольных нормативов, предусмотренных программой.

Воспитательные:

  • адаптация ребенка в современном обществе;
  • воспитаниеволевых,смелых,дисциплинированных,обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности детей и подростков;
    • развитие активности и самостоятельности детей;
    • воспитание трудолюбия, упорства в достижении желаемых результатов;
    • организация деятельности через создание ситуации успеха.

Развивающие:

  • созданиеусловийдляразвитияинтеллекта,внимания,мышления, выносливости, силы, гибкости, быстроты реакции.

Программа является основным регламентирующим документом, обеспечивающим эффективное построение многолетней подготовки фигуристов и содействует успешному решению задач физического воспитания, учитывая специфику данного вида спорта.

Многолетняя подготовка юных фигуристов включает в себя следующие этапы: этап начальной подготовки, тренировочный этап (подразделяется на базовую подготовку и спортивную специализацию), этап совершенствования спортивного мастерства. На каждом этапе реализуются собственные задачи:

На этапе начальной подготовки:

- вовлечение максимального числа детей в систему спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, направленное на гармоничное развитие физических качеств,


- общая физическая подготовка и изучение базовой техники фигурного катания на коньках,

- формирование потребности к спортивным занятиям.

На тренировочном этапе:

-   обучение технике соревновательных упражнений;

-        дальнейшее    повышение   уровней   общей    и    специальной       физической подготовленности;

-   совершенствование специальных физических качеств;

-      совершенствование тонкой координации движений, мышечных ощущений, восприятие пространства и времени, способности к самоуправлению движениями;

-   подготовка к выступлениям в соревнованиях.

На этапе совершенствования спортивного мастерства:

-     функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма;

-   дальнейшее повышение спортивного мастерства на основе совершенствования общей и специальной подготовленности до уровня требований сборных команд;

-      прочное овладение базовой техникой и тактикой фигурного катания на коньках;

-    совершенствование соревновательных упражнений короткой и произвольной программы одиночного катания;

-    освоение высоких тренировочных нагрузок и накопление   соревновательного

опыта.

Комплектование    состава    учащихся,    тренировочный    процесс,    проведение

воспитательной и спортивно-массовой работы с обучающимися осуществляется администрацией спортивной школы и тренерско-преподавательским составом в соответствии с Уставом МБУДО ДЮСШ № 24, Положением о зачислении обучающихся.

Группы комплектуются с учетом возраста, общефизической и спортивной подготовленности занимающихся. Для перевода из одной группы в другую занимающиеся должны сдать установленные нормативы по каждой предметной области.

Прием на обучение фигурному катанию производится ежегодно в августе. Принимаются все желающие соответствующего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний в соответствии с порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта.

 

 

 

 

 

                         Режимы тренировочной работы и требования по физической,

технической и спортивной подготовке фигуристов

 

 

 

 

Наименование этапа

 

Период обучения

Минимальное / максимальное число учащихся в группе

Минимальное количество учебных часов в неделю

 

 

Требования по спортивной подготовке к концу учебного года

 

 

 

Начальной подготовки

1 год

14/25

6

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

2 год

12/20

8

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

3 год

12/20

8

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

Тренировочный

 

Базовая подготовка

1 год

10/14

12

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

2 год

10/14

12

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

 

 

Спортивная специализация

3 год

8/12

18

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

4 год

6/12

18

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

5 год

5/12

18

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

Совершенствование спортивного мастерства

1 год

1/10

24

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

2 год

1/10

24

Выполнение нормативов ОФП, СФП и ТП.

 

                                               УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебная работа в ДЮСШ строится на основании данной программы, рассчитана на 46 недель и проводится в течение календарного года. В каникулярное время ДЮСШ может организовывать в установленном порядке спортивные, спортивно- оздоровительные лагеря с дневным или с круглосуточным пребыванием, как на своей базе, так и на базе загородных оздоровительных лагерей.

Занятия по освоению теоретического материала программы производятся в форме бесед, лекций и пояснений на практических занятиях. Практический материал программы изучается на тренировочных занятиях, проводимых в форме групповых уроков.

При проведении тренировочных занятий и участии занимающихся в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю за занимающимися, предупреждению травм и обеспечению должного санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования.

Учебная работа ДЮСШ строится в соответствии с режимом дня и загруженностью занимающихся в общеобразовательной школе и других учебных заведениях.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: стабильность состава занимающихся, выполнение   контрольных   нормативов   и   динамика   прироста   индивидуальных

показателей по выполнению требований по уровню подготовленности занимающихся (физической, технической, хореографической и теоретической подготовке), успешное выступление в соревнованиях.

Основой многолетней подготовки является изменение программно-нормативных требований к уровню подготовленности фигуристов на различных этапах многолетней подготовки, изменение требований к уровню физической и технической подготовленности учащихся по годам обучения и необходимое для этого снижение количества занимающихся в группах и увеличение времени тренировочных часов.

Планирование тренировочных занятий в группах и распределение материала производится на основании учебного плана и годовых план-графиков.

Предусматривается самостоятельная работа во время отпуска и праздничных выходных дней тренера-преподавателя, занимающимся даются индивидуальные задания в до 10% от общего объема учебного плана.

Формы тренировочной работы: групповые занятия; индивидуальные занятия; участия в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах; для спортсменов старших возрастных групп – участие в судействе соревнований и привлечение к инструкторской практике для проведения отдельных частей урока в качестве помощника тренера.

 

Соотношение видов подготовки по этапам и годам (%)

 

№ п/п

 

Разделы подготовки

Этапы подготовки

НП

ТГ (базовая подготовка)

ТГ (спортивная специализация)

Совершенствование спортивного мастерства

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

1 год

2 год

3 год

1 год

1 год

1.

Теоретическая подготовка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

2.

Общая физическая подготовка

15

15

15

13

13

12

12

12

10

10

3.

Специальная физическая подготовка

10

10

10

12

12

13

13

13

15

15

4.

Хореографическая подготовка

25

25

25

23

23

22

22

22

20

20

5.

Техническая подготовка

45

45

45

47

47

48

48

48

50

50

Объемы разделов, таких как, инструкторская и судейская практика, система контроля, восстановительные мероприятия, тренировочные сборы, самостоятельная работа, освоение элементов других видов спорта, психологическая подготовка и воспитательная работа специально не определяются. Время, отводимое на данные разделы, заимствуется из основных разделов.

Разработанный и выверенный таким образом учебный план многолетней подготовки фигуристов является основным нормативным документом, определяющим дальнейший ход технологии планирования.

В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.



Учебный план по фигурному катанию

 

 

 

 

Разделы подготовки

Этапы подготовки

 

НП

ТГ (базовая подготовка)

ТГ (спортивная специализация)

Совершенствование спортивного мастерства

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

1 год

2 год

3 год

1 год

1 год

Теория и методика физической культуры и спорта

 

14

 

18

 

23

 

27

 

33

 

33

 

39

 

39

 

44

 

51

Общая физическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие основных физических качеств

13

18

23

23

29

26

31

31

31

37

Освоение комплексов физических упражнений

13

18

23

23

29

26

31

31

29

33

Укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организм

 

 

15

 

 

19

 

 

23

 

 

23

 

 

29

 

 

27

 

 

31

 

 

31

 

 

29

 

 

33

Освоение элементов других видов спорта

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Избранный вид спорта

«Фигурное катание на коньках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальная физическая подготовка

28

37

46

63

79

86

101

101

139

155

Техническая подготовка

124

166

207

247

310

317

371

371

451

516

Тренировочные сборы

 

 

 

24

30

30

54

54

63

72

Контрольные соревнования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Психологическая подготовка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Инструкторская и судейская практика

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Воспитательная работа

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Восстановительные мероприятия

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

Хореографическая подготовка

69

92

115

122

151

145

170

170

180

207

Изучение проф. терминологии

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

Определение средств музыкальной выразительности

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Комплексы специальных хореографических упражнений

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Комплексы упражнений на пластичность, выразительность, артистичность

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Система контроля и зачетные требования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Всего:

276

368

460

552

690

690

828

828

966

1104


ПЛАН-ГРАФИК ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ

 

Построение годичного цикла подготовки фигуристов в спортивных школах является одним из важных компонентов программы. Основная суть сводится к рациональному распределению программного материала по основным структурным компонентам: этапам, мезоциклам и микроциклам, которая определяется задачами, стоящими перед каждым конкретным годичным циклом, календарем соревнований и закономерностями становления спортивной формы.

Так, распределение на этапе начальной подготовки происходит в соответствии с основными задачами: повышение уровня общей и специальной физической подготовленности и освоение техники базовых движений. Основное внимание уделяется разносторонней общей физической подготовке с использованием средств хореографических, акробатических, гимнастических упражнений и упражнений на развитие координации движений, т.е. средств, характерных для фигурного катания на коньках.

На тренировочном этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства в группах происходит специализированная подготовка юных фигуристов. В этой связи и программа их подготовки заметно изменяется как по объему тренировочных и соревновательных нагрузок, так и по содержанию.

При планировании содержания общей и специальной физической подготовки необходимо учитывать возраст спортсменов (как паспортный, так и биологический) и сенситивные периоды развития физических качеств. Необходимо увеличивать объемы работы по развитию тех качеств, которые хорошо поддаются тренировке в данный период. Особое внимание следует уделять развитию скоростных и скоростно-силовых качеств, которые обеспечивают качественное выполнение сложных прыжков, комбинаций и каскадов прыжков.

Каждый этап характеризуется своими средствами и методами организации подготовки.

Планирование объемов работы должно осуществляться при соблюдении принципа постепенности, чтобы не допустить серьезных перегрузок. Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель занятий.

 

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Формой организации занятий является урок, основные методы обучения – групповой и поточный. Главные методы практического разучивания – метод строго регламентированного упражнения (метод расчлененного – конструктивного и целостного упражнения) и игровой метод.

В группах начальной подготовки 1 года обучения контрольные соревнования проводятся в форме показательных выступлений. Основными средствами общефизической подготовки являются ОРУ. К ним можно отнести упражнения для головы и шеи, для рук и плечевого пояса, туловища, ног. Обращается внимание на амплитуду движений, достаточную сложность упражнений, осанку, темп и качество. Необходимо научить детей выполнять комплекс спортивных упражнений в заданном темпе, четко выполнять команды.

Для развития физических качеств следует использовать следующие упражнения:

-             для развития ловкости: акробатические упражнения (кувырки, перекаты, мостик); внезапные остановки, изменение направления движения при ходьбе и беге; преодоление препятствий; броски и ловля мяча в различных положениях и.п.; игры и эстафеты;

-          для развития координации: разнообразные движения рук и ног в сочетании друг с другом; ходьба спиной вперед; подвижные игры и эстафеты;


-   для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту: с места, с разбега, через планку, с двух на две, одну и т.д.; прыжки в длину, тройной прыжок с места, разбега; многоскоки, бег с препятствиями; игры, эстафеты с бегом и прыжками;

-   для развития быстроты: выполнение быстрых движений, быстрое реагирование в процессе игр; повторное пробегание отрезков от 5 до 20 метров из различных и.п. и стартовых положений; ускорения; игры и эстафеты с использованием скоростных упражнений;

-     для развития равновесия: упражнения в статическом равновесии (позы на одной ноге; на коленях); упражнения в динамике (ходьба по шнуру, линии, скамейке, бревну, по наклонной опоре, с движениями рук);

-      для развития силы: прыжковые упражнения (прыжки вверх на месте, в продвижении, через препятствия, многоскоки, с поворотом, с возвышения, в глубину с последующим отскоком);

-    для развития гибкости: маховые движения с полной амплитудой, складка из сид., стойки, рыбка, качалки, шпагаты, мостики; удержание ноги на определенной высоте; подвижные игры с использованием статических поз.

На этапе начальной подготовки необходимо уделять внимание выполнению имитационных упражнений (без коньков) для овладения базовыми двигательными действиями; имитации скольжения вперед, назад; поворотам стоп одновременно из стороны в сторону на месте, с продвижением; исполнению полуфонариков и фонариков, змейки, скрестных шагов вперед, назад; имитации перебежки на месте, в движении; ласточке, пистолетику, спиралям, бегу со сменой направления и фронта движения (по команде, рисунку).

В процессе занятий на льду совершенствуются ранее изученные упражнения, изучаются новые: прыжки в один оборот в каскаде или комбинации, аксель; вращения в волчке, в ласточке, в заклоне (для девочек); спирали вперед, назад, со сменой ноги, по дугам, элементы шаговых дорожек, шаги с тройками, перетяжками. Особое внимание следует уделять обучению реберному скольжению, так как одноопорное скольжение по дугам разной кривизны является базовым движением в технике фигурного катания на коньках. К базовым элементам относится выполнение и поворотов (тройка, скоба, крюк, выкрюк, петля). Обучение выполнению их возможно только при вращении – основном, опорном, собственно базовым действием фигуриста. Необходимым условием выполнения вращения является встречное движение верхней части тела относительно нижней его части – скручивание.

 

План – график распределения учебных часов в группах начальной подготовки (1 год)

 

периоды

месяцы

Всего за год

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

 

1

14

Общая физическая подготовка

4

3

3

4

4

4

4

4

4

3

 

4

41

Специальная физическая подготовка

4

4

2

4

2

2

2

2

2

2

 

2

28

Хореографическая подготовка

7

7

7

7

6

6

6

6

6

5

 

6

69

Техническая подготовка

13

14

11

13

11

11

11

11

11

7

 

11

124

Переводные испытания

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

×

 

Контрольные соревнования

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

 

Итого:

30

30

24

30

24

24

24

24

24

18

 

24

276


План – график распределения учебных часов в группах начальной подготовки (2 год)

 

 

периоды

месяцы

Всего за год

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

 

2

18

Общая физическая подготовка (ОФП)

6

6

4

6

5

4

4

5

5

5

 

5

55

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

4

 

4

 

3

 

4

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

 

4

 

37

Хореографическая подготовка

10

10

8

10

8

8

8

8

8

6

 

8

92

Техническая (ледовая) подготовка

18

18

15

18

15

15

15

15

15

9

 

13

166

 

Переводные испытания

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

×

 

Контрольные соревнования

 

 

 

×

 

 

 

 

×

 

 

 

 

Итого:

40

40

32

40

32

32

32

32

32

24

 

32

368

 

 

План – график распределения учебных часов

в группах начальной подготовки (3 год)

 

 

периоды

месяцы

Всего за год

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Подготовительный

соревновательный

переходный

этапы

базовый

специализированный

проверки способностей

активного отдыха

Теоретическая подготовка

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

22

Общая физическая подготовка (ОФП)

 

4

 

4

 

3

 

4

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

 

4

 

37

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

5

 

5

 

4

 

5

 

4

 

4

 

3

 

3

 

4

 

4

 

 

5

 

46

Хореографическая подготовка

12

12

10

12

10

10

10

10

10

7

 

12

115

Техническая (ледовая) подготовка

18

18

15

18

15

15

15

15

15

9

 

13

166

 

Переводные испытания

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

×

 

Контрольные соревнования

 

 

 

×

 

 

 

 

×

 

 

 

 

Итого:

43

44

36

44

36

36

36

36

36

25

 

37

409

 

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

 

Тренировочный этап подразделяется на базовую подготовку и спортивную специализацию. Тренировочный этап (базовая подготовка) является основой в определении перспективности юных фигуристов для достижения высоких спортивных результатов. На тренировочном этапе (спортивная специализация) происходит освоение и совершенствование сложных прыжков, вращений, прыжков во вращение,


дорожек шагов и спиралей, которые послужат основой высоких спортивных результатов в будущем.

Занимаясь в тренировочных группах, фигуристы должны научиться выполнять соревновательные программы: короткую и произвольную, за счет постепенного увеличения количества выступлений в соревнованиях, приобретая при этом соревновательный опыт. Увеличивается число и продолжительность тренировочных занятий, изменяется соотношение между ОФП, СФП и технической подготовкой. Увеличивается объем специальной физической подготовки, а объем общей физической подготовки снижается. Основное внимание уделяется спортивно-технической подготовке. Большое внимание следует уделять использованию средств восстановления.

Средствами ОФП на этом этапе могут быть следующие упражнения: общеразвивающие упражнения, акробатика, гимнастика, спортивные и подвижные игры и др.

Средствами специальной физической подготовки являются специальные имитационные упражнения, которые помогают решать и задачи технической подготовки. Основное внимание уделяется имитации многооборотных прыжков (в основном реберных), исполнению «туров» в 1-2-3-3,5 оборота в обе стороны, имитации вращений, прыжков во вращение и др.

Особое значение на этом этапе приобретает хореографическая подготовка, цель которой – развивать творческие способности фигуристов, которые помогут воплощать на льду с помощью специальных движений, пластики и мимики идею и характер музыкального сопровождения соревновательных композиций. Большое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию гибкости и подвижности суставов, развитию координационных способностей.

Особое внимание следует уделять специальной скоростно-силовой подготовке, упражнениям на гибкость.

Основой технической подготовки фигуристов 1-го года обучения является обучение реберному скольжению с помощью тестовых упражнений, включающих скольжение по дугам назад наружу, назад внутрь со скрещением спереди, петлевым поворотом, исполнению двукратных троек вперед наружу и вперед внутрь по рисунку

«серпантин». В течение года фигуристы должны освоить прыжки: Аксель, двойные прыжки, один каскад или комбинацию прыжков, включающих какой-нибудь прыжок в два оборота; вращения: на одной ноге сидя (в волчке) или в ласточке (для девочек в заклоне); спирали вперед и назад со сменой ног. Второй и третий годы этого этапа должны способствовать овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков в фигурном катании. Основными элементами в технической подготовке фигуристов являются: реберное скольжение по сложному рисунку, используя всю ледовую поверхность катка (по серпантину) с включением серий шагов с перетяжками назад наружу, назад внутрь, троечных поворотов, «джаксонов», чоктау, шагов с перетяжкой.

Совершенствуется исполнение прыжков в два оборота, каскады и комбинации прыжков, включающие разнообразные прыжки тоже в два оборота; прыжок двойной Аксель, один тройной прыжок, прыжок с шагов (не менее 2-х оборотов); вращения со сменой ноги и позиции, прыжки во вращение; комбинации шагов с исполнением микроэлементов: крюков, выкрюков, скоб; комбинации спиралей.

Структура годичного цикла остается традиционной состоящей из трех периодов:

-   подготовительный (период фундаментальной подготовки);

-   основной (соревновательный);

-   переходный.

Каждый период имеет свои задачи, в соответствии с которыми используются те или иные средства и методы подготовки.

Задачи подготовительного периода:


-       совершенствование физических качеств (быстрота, ловкость, скоростно- силовые качества, гибкость, прыгучесть, выносливость);

-              решаются вопросы технической подготовки – дальнейшее овладение элементами техники скольжения и элементами произвольного катания (тесты на скольжение, прыжки, вращения, дорожки шагов и т.д.) и совершенствование их исполнения, развитие выразительности танца на уроках хореографии.

-     становление спортивной формы, совершенствование технических навыков, вкатывание под музыку произвольных программ, воспитание морально-волевых качеств.

Задачами соревновательного, основного периода являются подготовка, поддержание высокого уровня спортивно-технической подготовленности и реализация его в соревнованиях, дальнейшее совершенствование техники скольжения и произвольного катания (стабильность и качество исполнения прыжков и вращений, скорость исполнения программ и т.д.).

Задачами переходного периода являются ускорение процесса восстановления с помощью активного отдыха или благодаря смене тренировочных средств. На занятиях в это время не допустимы однотипные, монотонные нагрузки, они должны вызывать ярко выраженные положительные эмоции. Переходный период не имеет резких границ и по мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период перерастает в очередной микроцикл подготовительного периода.

Увеличение нагрузок обуславливается не спортивными разрядами, а выполнением учебной программы, контрольных нормативов по общей и специальной подготовке и уровнем спортивной подготовленности.

 

 

 

План – график распределения учебных часов

в тренировочных группах (базовая подготовка, 1 –год)

 

 

периоды

Месяцы

Всего за год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

 

28

Общая физическая подготовка (ОФП)

6

7

7

6

7

6

7

7

7

7

5

 

72

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

5

 

8

 

8

 

5

 

8

 

5

 

5

 

5

 

5

 

7

 

5

 

 

66

Хореографическая подготовка

11

14

14

11

14

11

11

11

11

11

8

 

127

Техническая (ледовая) подготовка

23

28

28

23

28

23

23

23

23

21

16

 

259

 

Переводные испытания

×

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

Контрольные соревнования

 

 

×

 

×

 

 

×

 

 

 

 

 

Итого:

48

60

60

48

60

48

48

48

48

48

36

0

552


План – график распределения учебных часов

в тренировочных группах (базовая подготовка, 2 –год)

 

 

периоды

Месяцы

Всего за год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

 

28

Общая физическая подготовка (ОФП)

8

9

9

8

10

8

8

8

8

8

6

 

90

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

7

 

9

 

9

 

7

 

9

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

 

83

Хореографическая подготовка

14

17

17

14

17

14

14

14

14

14

9

 

158

Техническая (ледовая) подготовка

23

28

28

23

28

23

23

23

23

21

16

 

259

 

Переводные испытания

×

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

Контрольные соревнования

 

 

×

 

×

 

 

×

 

 

 

 

 

Итого:

55

66

66

55

67

55

54

54

54

52

40

 

618

 

 

 

 

 

План – график распределения учебных часов

в тренировочных группах (спортивная специализация, 1 –год)

 

 

периоды

Месяцы

Всего за год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

3

4

4

3

4

3

3

3

3

3

3

 

35

Общая физическая подготовка (ОФП)

9

10

10

9

10

9

9

9

9

9

6

 

99

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

9

 

12

 

12

 

9

 

12

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

 

108

Хореографическая подготовка

16

20

20

16

20

16

16

16

16

16

10

 

182

Техническая (ледовая) подготовка

35

42

42

35

42

35

35

35

35

35

26

 

397

 

Переводные испытания

×

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

Контрольные соревнования

 

 

×

 

×

 

 

×

 

 

 

 

 

Итого:

72

88

88

72

88

72

72

72

72

72

54

 

821


План – график распределения учебных часов

в тренировочных группах (спортивная специализация, 2, 3 –год)

 

 

периоды

Месяцы

Всего за год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

3

6

6

3

6

3

3

3

3

3

3

 

42

Общая физическая подготовка (ОФП)

9

10

10

9

10

9

9

9

9

9

6

 

99

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

9

 

12

 

12

 

9

 

12

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

 

108

Хореографическая подготовка

16

20

20

16

20

16

16

16

16

16

10

 

182

Техническая (ледовая) подготовка

35

42

42

35

42

35

35

35

35

35

26

 

397

 

Переводные испытания

×

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

Контрольные соревнования

 

 

×

 

×

 

 

×

 

 

 

 

 

Итого:

72

90

90

72

90

72

72

72

72

72

54

 

828

 

 

ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

 

Основные средства ОФП и СФП, которые необходимо использовать в тренировочном процессе на этом этапе, аналогичны тем, которые были указаны ранее на тренировочном этапе. Однако на этапе совершенствования спортивного мастерства цели общей и специальной подготовки начинают различаться. Основной целью общей физической подготовки является развитие сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение общей координации, умение активно управлять расслаблением мышц. Специальная физическая подготовка направлена на дальнейшее совершенствование специальной выносливости, скоростно-силовых способностей, координационных способностей у фигуристов-одиночников.

При совершенствовании выносливости широко применяют интервальные методы тренировок.

В качестве средств физической подготовки должны широко использоваться специальные комплексы упражнений, распределенные по своей направленности по станциям, то есть «круговая» тренировка.

Особое значение на этом этапе должно быть уделено развитию координационных способностей. Координационные способности имеют в фигурном катании важное значение. Они способствуют быстрому и активному освоению двигательных навыков, спортивной техники, музыкально-эстетических и других способностей, и тем самым дают возможность успешно выступать в спортивных соревнованиях.

Высокий уровень развития координационных способностей позволяет фигуристам быстро обучаться, точно оценивать пространственные, временные, динамические возможности своих движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, ориентироваться во времени и в пространстве, предугадывать изменения двигательных действий, исполнять движения плавно, выразительно, артистично, в унисон с музыкальным сопровождением.

В фигурном катании на коньках стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной     степени     совершенства.     Направленное     развитие координационных


способностей является одной из определяющих сторон спортивного совершенствования, от этого, прежде всего, зависит уровень спортивно-технического мастерства. Если не учитывать этого, постоянная специализация в стандартных формах движений будет вести к косным двигательным навыкам и суживать саму возможность их перестройки и обновления. В результате может возникнуть стойкая стереотипия движений – своего рода координационный барьер. Чем стандартнее структура движений и уже предмет специализации, тем большее значение в процессе спортивного совершенствования приобретает борьба против чрезмерной стереотипизации форм двигательной деятельности посредством направленных воздействий на развитие координационных способностей.

Данный этап предусматривает совершенствование ранее изученных элементов, а также овладение как минимум одним прыжком в три оборота, выполнение не менее одного каскада или комбинации из двойного и тройного прыжков.

Совершенствование элементов короткой программы и сбалансированной произвольной программы в соответствии с требованиями правил соревнований по разряду КМС.

На период обучения в группах спортивного совершенствования составляются индивидуальные перспективные планы. В этих планах определяются задачи на весь планируемый период, перечисляются основные средства тренировки, указываются контрольные нормативы, контрольные старты, сроки диспансеризации, медицинских обследований, средства и сроки реабилитационных мероприятий, активного отдыха, предполагаемые спортивные результаты по годам.

В годовых планах, составленных в соответствии с перспективными, конкретизируются нагрузки в часах и средства по этапам и периодам круглогодичной подготовки, конкретизируются спортивные результаты в основных соревнованиях с учетом недостатков и каких-либо изменений прошедшего года.

В процессе многолетней подготовки фигуристов в группах совершенствования спортивного мастерства процентное соотношение занятий по ОФП и СТП продолжает меняться в сторону увеличения СТП.

Режим тренировочной работы основывается на необходимых объемах тренировочных нагрузок, постепенности их увеличения и оптимальных сроках достижения спортивного результата.

 

План – график распределения учебных часов

на этапе совершенствования спортивного мастерства, 1 –год

 

 

периоды

Месяцы

Всего за год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

подготовительный

Соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

 

55

Общая физическая подготовка (ОФП)

8

11

11

8

11

8

8

8

8

8

8

 

97

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

14

 

19

 

19

 

14

 

19

 

14

 

14

 

14

 

14

 

14

 

11

 

 

166

Хореографическая подготовка

17

21

21

17

21

17

17

17

17

17

11

 

193

Техническая (ледовая) подготовка

52

60

60

52

60

52

52

52

52

52

42

 

586

 

Переводные испытания

×

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

Контрольные соревнования

 

 

×

 

×

 

 

×

 

 

 

 

 

Итого:

96

116

116

96

116

96

96

96

96

96

77

 

1097


План – график распределения учебных часов

на этапе совершенствования спортивного мастерства, 2 –год

 

 

периоды

Месяцы

Всего за год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

подготовительный

соревновательный

переходный

Теоретическая подготовка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

 

55

Общая физическая подготовка (ОФП)

10

11

11

10

11

10

10

10

10

10

7

 

110

Специальная физическая подготовка (СФП)

 

14

 

19

 

19

 

14

 

19

 

14

 

14

 

14

 

14

 

14

 

11

 

 

166

Хореографическая подготовка

19

25

25

19

25

19

19

19

19

19

13

 

221

Техническая (ледовая) подготовка

48

60

60

48

60

48

48

48

48

48

36

 

552

 

Переводные испытания

×

 

 

 

 

 

 

 

 

×

 

 

 

Контрольные соревнования

 

 

×

 

×

 

 

×

 

 

 

 

 

Итого:

96

120

120

96

120

96

96

96

96

96

72

 

1104

 

 

Примерное количество соревнований, в которых должны принять участие юные спортсмены в процессе занятий по этапам подготовки.

 

 

Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле подготовки

 

 

 

 

№ п/п

 

 

 

Виды соревнований

 

Этапы подготовки

Начальная подготовка

Тренировочный

Совершенст вование спортивного мастерства

Базовая подготовка

Спортивная специализация

1

год

2

год

3

год

1

год

2

год

1

год

2

год

3

год

1

год

2

год

1.

Контрольные

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

2.

Отборные

-

-

-

1

1

2

2

2

3

3

3.

Основные

2

2

2

4

4

4

4

4

5

5

4.

Главные

-

-

-

-

-

2

2

2

3

3


Освоение элементов других видов спорта

 

СРЕДСТВА

Направленность воздействия

Элементы легкой атлетики:

-   многоскоки,

-   челночный бег,

-   бег с ускорением,

-   бег с хода,

-   бег с изменением фронта, направления и скорости движения

-   метания,

-   подтягивания,

-   отжимания Упражнения на пресс:

сгибание туловища к ногам и со скручиванием, "лодочка", удержание позы лодочки,

Прыжки со скакалкой: двойные,

тройные, комбинация,

Прыжки в высоту и длину. Упражнения с теннисным мячом:

подбросить, повернуться 1 оборот, поймать (вправо-влево).

Элементы гимнастики:

-   колесо,

-   кувырки,

-   мостик; ходьба в мостике,

-   переворот через стойку в мостик,

-   упражнения на батуте

-   шпагаты. Большой теннис. Волейбол Баскетбол

и другие спортивные игры

 

Быстрота, скоростно-силовая, выносливость, специальная выносливость, сила, быстрота реакции, координация, подвижность в суставах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координация, гибкость, подвижность в суставах, быстрота реакции

 

 

Скорость, быстрота реакции, специальная выносливость, выносливость, психоэмоциональная разгрузка.

 

 

  1. 1.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Многолетнюю подготовку спортсменов всех возрастов следует рассматривать как единый педагогический процесс. Среди ряда методических принципов целесообразно выделить следующие:

-   принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно- тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.

-     принцип преемственности определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.


-         принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.

 

Оснащение образовательного процесса:

-   инструкции по технике безопасности при занятиях фигурным катанием;

-   методическая литература по этому виду спорта;

-   учебные фильмы и другие видеоматериалы о фигурном катание, лучших спортсменах и достижениях;

-   спортивный инвентарь и оборудование, необходимые для реализации программы;

-   диагностические методики и контрольные нормативы.

Перечень помещений и специализированных кабинетов для образовательного процесса:

-   ледовое поле для фигурного катания;

-   раздевалки и душевые;

-   класс теоретической и тактической подготовки;

-   игровой зал;

-   хореографический зал;

-   тренажерный зал.

Формы работы:

-   групповые теоретические занятия (в виде бесед, лекций, семинаров и т.д.);

-   групповые практические учебно-тренировочные занятия в соответствии с требованиями программы для группы каждого года обучения по утвержденному расписанию;

-   индивидуальные занятия в соответствии с планами и программой, установленной для воспитанников;

-   спортивные соревнования различного масштаба;

-   тренировочные занятия в рамках тренировочных сборов и лагерей;

-   тренерская и судейская практика;

-   просмотр и анализ учебных фильмов и видеоматериалов по фигурному катанию на коньках;

-   психологическая и спортивная диагностика и тестирование (сдача контрольных нормативов).

 

Организационно-методические указания

Фигурное катание на коньках – один из немногих видов спорта, в которых высокие спортивные достижения могут и показывают спортсмены в юношеском возрасте.

Обнаружена слабая связь между спортивным результатом, показанным при первом выступлении на чемпионате мира и соответствующим этому результату возрастом, т.е. место, занятое при дебюте на чемпионате мира, не зависит от возраста фигуриста. Также не обнаружено связи между максимальным результатом, показанным спортсменом и соответствующим этому результату возрастом. Однако между возрастом начала выступлений на чемпионатах мира и возрастом, в котором был показан максимальный результат, обнаружена высокой силы связь. Следовательно, чем меньше был возраст спортсмена при его первом выступлении, тем меньший возраст соответствовал максимальному результату.

При построении многолетнего тренировочного процесса в фигурном катании на коньках необходимо учитывать возраст первого выступления на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх, возрастную зону возможного снижения результатов, возраст достижения максимального результата, среднее количество лет выступлений на


крупных соревнованиях, скорость прироста спортивных результатов. Специфика фигурного катания позволяет спортсменам демонстрировать высокое мастерство в юном возрасте и одновременно дает возможность значительно увеличить возрастную зону максимальных результатов вплоть до границ наибольшего расцвета физических и психических качеств человека (для мужчин – 25-30 лет, для женщин – 22-27 лет).

Чтобы добиться успеха в крупных соревнованиях, необходим соревновательный опыт. Возраст достижения первых результатов определяется в первую очередь двигательными способностями и уровнем физической подготовленности. Для достижения уровня мастера спорта требуется, как правило, не менее 8-12 лет даже очень одаренным фигуристам, если они начали заниматься спортом в 4-5 лет. Особое значение следует уделять оценке индивидуальных особенностей юных спортсменов, которая должна отражаться на основе учета комплекса показателей.

Ряд авторов (Гришина М.В., Ляссотович С.И., Горбунова Г.М и др.) рекомендуют оценивать следующие показатели: внешний вид, подвижность в суставах, слух, состояние вестибулярного анализатора и др. Их необходимо учитывать при комплектовании групп для занятий фигурным катанием на коньках. Критерии оценки внешнего вида, подвижности в суставах приведены в таблицах 41 и 42.

Успешность обучения в фигурном катании зависит от устойчивого функционирования вестибулярного анализатора, т.к. в фигурном катании на коньках много вращательных движений. Для определения состояния статокинетической системы в целом, особенно вестибулярного аппарата, рекомендуется применять ряд проб: сенсибилизированную пробу Ромберга, пробу Яроцкого, «отолитовую реакцию Вочека.

В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; вне тренировочных и вне соревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинг в спорте.

 

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНЕГО ВИДА

 

 

№№ п/п

Особенности телосложения и пропорции тела

Характеристика и оценка особенностей

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

1

Длина шеи

длинная, нормальная

средняя

короткая

 

2

 

Форма спины

 

прямая

 

сутуловатая

 

сутулая

3

Длина ног

длинные, нормальные

незначительно короче нормальной длины

короткие

 

4

 

Форма ног

прямые или с небольшим искривлением голени

значительное искривление голени – выступание внутренних лодыжек

Х-образные, О- образные, выступление внутренних надмыщелков бедра

5

Полнота ног

ниже средней упитанности

средняя упитанность

выше средней упитанности

6

Форма таза

Узкий

средний

широкий

 

Примечание: При плохой оценке особенностей внешнего вида по всем показателям поступающий   от   дальнейших   испытаний   освобождается.   Посредственная оценка


некоторых   показателей   внешнего   вида   может    быть    проходной   при   отличном выполнении контрольных упражнений на льду.

 

 

ОЦЕНКА ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ

 

№№ п/п

Виды испытаний

Характеристика и оценка подвижности

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

 

 

1

Подвижность тазобедренного сустава. Подъем ноги

– вперед и в сторону (пассивный)

Нога поднимается легко до уровня плеч вперед и в сторону

Нога поднимается легко ниже уровня плеч (вперед и в сторону), но не менее чем на 100º

Нога поднимается ниже уровня 90º. Нога отводится в сторону с напряжением

 

 

2

Выворотность стоп. Испытуемый стоит в позиции № 1 (хореографической)

Спокойно опирается на всю ступню и может поднять пальцы ног вверх

Стоит на всей стопе, но не может разогнуть пальцы ног

Опирается на большой палец ноги. Ступни несколько сведены внутрь

 

3

Активное скручивание корпуса, без смещения ног, опирающихся об пол

 

Вращение вправо более чем 90º

 

Вращение влево менее чем на 90º

 

Корпус                  мало скручивается

 

 

4

Гибкость позвоночника. Наклон вперед в стойке на прямых ногах, пятки и носки вместе (пассивный)

 

Испытуемый головой касается коленей ног

 

Не достает головой коленей ног, но достает ладонями пол

 

 

Не достает кончиками пальцев до пола

 

5

Наклон назад, стоя на прямых ногах, держась руками за стул

Хороший прогиб в пояснице и по всему позвоночнику

Хороший прогиб в пояснице, но не по всей длине позвоночника

 

Слабый прогиб в пояснице

 

ОЦЕНКА СЛУХА

1.Выстукивание заданного ритма.

2.Ходьба под музыку с меняющимся ритмом, темпом. Исполнение оценивается: выполнил, не выполнил.

 

На специализацию в фигурном катании на коньках большое значение оказывает структура тела фигуриста. Она должна быть такова, чтобы обеспечить оптимальное сочетание скоростно-силовых качеств с высокой координацией движений и выносливостью. Как показали исследования, фигуристы относятся по основным тотальным размерам тела к людям среднего роста, причем имеются совершенно отчетливо выраженные особенности телосложения у представителей отдельных видов фигурного катания на коньках.

Спортсмены, выступающие в одиночном катании, имеют средний рост, среднюю длину рук и ног, малый тазовый диаметр, длинное бедро и большую весоростовую разницу (индекс Брока – 8,5 ед.). Средний рост у девушек в возрасте 16- 23 года составляет 161 см, вес – 50 кг; у юношей – рост 173,6 см, вес 63 кг. Спортсмены одиночного катания относятся в основном к грудо-мускульному, мускольно-брюшному или мускульному типам телосложения.


Фигуристок характеризуют три типа конституции: лептосомный, мезосомный и мегалосомный типы. Критерием, определяющим уровень достижения в этом виде фигурного катания, является уровень развития мышечной массы, которая составляет в относительных единицах в % к весу тела у мужчин – 52-54%, а у женщин – 48-50%.

Представители всех видов фигурного катания имеют четкую правостороннюю ассимметрию в развитии мышц верхних и нижних конечностей. Периметры бедра и плеча правой стороны тела больше, чем левой.

При построении многолетнего процесса подготовки фигуристов необходимо учитывать половые особенности роста спортивных достижений, особенности развития организма и сенситивные (благоприятные) периоды воспитания физических качеств у мужчин и женщин (таблица 37). Наибольший прирост силы наблюдается у мальчиков с началом периода полового созревания и после его завершения, т.е. с 13 лет, и связан с увеличением мышечной массы и веса тела.

У девочек показатели относительной силы снижаются в пубертатный период и начинают увеличиваться после достижения половой зрелости, что связано с особенностями женского организма. Гибкость (подвижность в суставах) достаточно хорошо поддается развитию. Особенно легко она развивается в детском возрасте. Направленная тренировка позволяет улучшать показатели подвижности в суставах и поддерживать ее на необходимом уровне в течение длительного периода. Вместе с тем, следует обращать внимание на развитие и других качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и силы, т.е. те из них, которые имеют разные физиологические механизмы. Исследования показали, что в многолетней тренировке юных фигуристок, осуществляя разностороннюю физическую подготовку, следует учитывать, что наиболее благоприятным периодом для избирательно-направленного развития скоростно-силовых способностей является возраст от 7 до 10 лет, где за относительно меньшее время достигается наибольший эффект развития этих способностей.

 

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Мышечная масса

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Быстрота

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

Сила

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

Выносливость     (аэробные возможности)

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

+

Анаэробн