МБУДО СДЮСШОР № 24

по хоккею имени Владислава Третьяка

Образовательные программы

2.1 progr predprof hk

«УТВЕРЖДЕНО»                                              «УТВЕРЖДАЮ»

На Педагогическом совете                                Директор   МБУДО ДЮСШ №24                

Протокол №____ от                                             по хоккею им. В. Третьяка

                                                                            _________________ Озеров В.А.  

«___»_____________2015 г.                                   «__»______________ 2015 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ХОККЕЮ

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

детско-юношеская спортивная школа № 24 по хоккею

имени Владислава Третьяка

 

 

Срок реализации программы 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2015


 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

1.1. Характеристика вида спорта хоккей

 

1.2.Структурасистемымноголетнейподготовки

 

2.Нормативнаячастьобразовательнойпрограммы

 

2.1. Порядок комплектования и наполняемость учебных групп

 

2.2. Режимучебно-тренировочнойработы

 

3.Методическая часть образовательной программы

 

3.1. Организационно-методические указания

 

3.2. Учебный план

 

3.3. План-схема годичного цикла подготовки

 

3.4. Программный материал для практических занятий

 

3.4.1. Теоретическая подготовка

 

3.4.2. Физическая подготовка

 

3.4.3. Техническая подготовка

 

3.4.4. Тактическая подготовка

 

4.Медико-психологическое сопровождение образовательной программы

 

5.Контроль освоения образовательной программы обучающимися

 

6.Информационное обеспечение образовательной программы

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Программа разработана в соответствии с

 

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,

 

- Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации»,

- Уставом МБУДО ДЮСШ № 24 по хоккею имени В. Третьяка,

 

на       основе       следующих       нормативно-правовых       документов,       определяющих функционирование спортивной школы:

- приказа Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»,

- приказа Минспорта России от 27.03.2013 г. №149 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей»,

- приказа Минспорта России от 27.12.2013 г. №1125 «Об утверждении особенностей                            организации    и    осуществления    образовательной,    тренировочной    и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,

- основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ по хоккею.

 

Образовательная программа базируется на следующих методических принципах:

 

- принцип комплектности предполагает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного      процесса      (все       виды      подготовки,      медико-психологического сопровождения, восстановительных мероприятий и комплексного контроля освоения программы обучающимися) в оптимальном соотношении;

- принцип преемственности определяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств обучения и подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности;

- принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала в      зависимости    от    этапа    многолетней    подготовки,    возрастных    индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Программа         является         основным        регламентирующим         документом обеспечивающим эффективное построение образовательного процесса в системе многолетней спортивной подготовки и содействует успешному решению задач физического воспитания детей.

 

1.1. Характеристика вида спорта хоккей

 

Хоккей командный игровой вид спорта спортивная игра, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои, побеждает команда, забросившая наибольшее количество шайб в ворота соперника.

 

 

 

 

Хоккей один из наиболее любимых олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, с динамизмом борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных техникоактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях.

Хоккей является эффективным средством физического воспитания. Занятия хоккеем способствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы организма хоккеиста, укрепляя и повышая уровень их функционирования, обеспечивают эффективное развитие физических качеств (силовых, скоростных, выносливости, ловкости и гибкости) и формирование двигательных навыков. Выполнение большого объема сложнокоординационных техникоактических действий, жесткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие физические и психические нагрузки. Постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, обостренного внимания, умения быстро оценить обстановку и принять рациональное решение. Эта составляющая игровой деятельности хоккеиста способствует воспитанию у него координационных качеств, распределенного внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки.

Для соревновательной деятельности характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом. Стремление обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности, силе, точности и других действиях, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы. Выполнение техникоактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой и жесткостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы и целеустремленности, а также развитию способности управлять своими эмоциями.

Тактика хоккея предполагает единство индивидуальных и коллективных действий. Уровень коллективных взаимодействий определяет класс игры команды. Вместе с тем коллективность действий не отрицает, а способствует проявлению индивидуального мастерства каждого хоккеиста, раскрытию его творческих способностей и их разумному использованию в ходе матча. Эта особенность свидетельствует о больших возможностях хоккея как мощного средства воспитания таких важных качеств, как оперативное мышление, коллективизм, товарищество.

Таким образом, хоккей как вид спорта представляет собой огромный потенциал для использования его характерных особенностей для дополнительного образования детей, их физического                            воспитания      и      развития,      и      как      следствие            подготовки высококвалифицированных спортсменов.

 

1.2. Структура системы многолетней подготовки

 

В системе подготовки юных хоккеистов основополагающим является взаимосвязь процессов обучения (получения знаний), тренировки ормирования и совершенствования


 

 

умений, навыков и технических приемов) и соревнований (практического применения знаний, умений, навыков в условиях реальной игры).

Эффективность построения системы подготовки юных хоккеистов зависит от реализации закономерностей их развития с учетом способностей и возможностей на каждом возрастном уровне.

Целью     многолетней    подготовки    юных    хоккеистов    в     рамках     освоения дополнительной предпрофессиональной программы является формирование спортсмена, способного постоянно совершенствоваться и реализовывать поставленные перед ним соревновательные задачи на уровне высшего спортивного мастерства.

Основными задачами многолетней подготовки являются:

 

привлечение большого количества детей и подростков к занятиям хоккеем; • обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья; формирование высокого уровня технико-тактического мастерства;

воспитание волевых, морально-стойких личностей; •подготовка резерва в сборные команды России.

Для достижения поставленных целей и решения выше обозначенных задач система многолетней подготовки включает в себя следующие этапы:

- этап начальной подготовки имеет два периода до года и свыше одного года. Этот этап представляет отбор и начальную подготовку мальчиков и девочек, желающих заниматься                        хоккеем,     имеющих     медицинское     разрешение     и     соответствующих нормативным требованиям, предъявляемым федеральным стандартом спортивной подготовки. Задачи этапа: выявление одаренных и способных к хоккею детей; укрепление их здоровья и содействие правильному физическому развитию; формирование системы знаний по теории и методике физической культуры и спорта; разносторонняя двигательная подготовка, в процессе которой развиваются основные физические качества; обучение   технике                        и   индивидуальной      тактике   хоккея;   освоение игровой   и соревновательной деятельности привитие дисциплины, организованности, устойчивого интереса к занятиям хоккеем, навыков гигиены и самоконтроля. Завершением данного этапа является выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап (этап спортивной специализации).

- тренировочный этап тап спортивной специализации) имеет два периода начальной специализации и углубленной. На этом этапе учебные группы формируются на условиях индивидуального отбора из числа обучающихся, прошедших необходимую подготовку в течение 1 года и более и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической                         подготовке.   Задачи            периода начальной                  специализации: всесторонняя физическая подготовленность, расширение и конкретизация знаний по теории и методике избранного вида спорта; развитие специальных физических качеств; освоение техники и основ групповой тактики хоккея, освоение игровой деятельности; воспитание волевых качеств смелости и решительности, умения заниматься самоподготовкой. Период углубленной специализации развитие специальных двигательных качеств на базе повышения общей физической и функциональной подготовленности; формирование устойчивого двигательного навыка при освоении основных технико-тактических приемов хоккея; освоение двух-трех приемов тактических систем игры в атаке и обороне. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения обучающимся контрольно-переводных нормативов.

 

 

В системе многолетней подготовки по дополнительной предпрофессиональной программе «Хоккей» предусмотрено приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в следующих предметныхобластях:

- теория и методика физической культуры и спорта предполагает изучение истории возникновения и развития хоккея как вида спорта; места и роли физической культуры и спорта в современном обществе; основ законодательства в сфере физической культуры и спорта; основ спортивной подготовки хоккеиста; основ спортивного питания; правил закаливания и здорового образа жизни; требований к инвентарю и спортивной экипировке игрока; норм техники безопасности на занятиях хоккеем; получение необходимых сведений о строении и функциях организмачеловека;гигиеническихзнаний,уменийинавыков;

- общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств хоккеиста и их гармоничное сочетание применительно к специфике избранного вида спорта; освоение комплексов физических упражнений; укрепление здоровья, повышение уровня работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическомуразвитию;

- специальная физическая подготовка направлена на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости; освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником; повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности;повышениеиндивидуальногоигровогомастерства;

-хоккейпредполагаетовладениеосновамитехничкиитактикихоккея,обучениеспособам повышения плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры; развитие специальных психологических возможностей; освоение тренировочных и соревновательных нагрузок, соответствующих возрасту, полуи уровню подготовленности обучающихся; выполнение требованийинормдляприсвоенияспортивныхразрядовизваний.

 

Дополнительная предпрофессиональная программа «Хоккей» предусматривает в процессе ее реализации следующее соотношение объемов обучения по вышеуказанным предметным областямпоотношениюкобщемуобъемуучебногоплана:

-теоретическаяподготовканеменее10%;

 

-общаяфизическаяподготовкаот10до20%

 

-специальнаяфизическаяподготовка-от10до20% -хоккейнеменее45%

 

Основнымиформамиорганизацииобразовательногоитренировочногопроцессовявляются: ренировочные занятия с группой, сформированной с учетом уровня подготовленности,

гендерныхивозрастныхособенностей;

 

- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебному плану с одним илинесколькимиобучающимися;

-самостоятельнаяработаобучающихсяпоиндивидуальнымпланам; -учебноренировочныесборы;

-инструкторскаяисудейскаяпрактика;

 

-промежуточнаяиитоговаяаттестацияобучающихся.

 

 

 

 

2. Нормативная часть образовательной программы

 

Нормативная часть программы определяет основные требования к ее структуре и содержанию: по возрасту обучающихся; порядку комплектования учебных групп и их численному составу; режиму учебно-тренировочной работы.

 

2.1. Порядок комплектования и наполняемость учебных групп

 

Комплектование учебных групп осуществляется на основании результатов индивидуального отбора1 и итогов промежуточной аттестации обучающихся2.

 

Индивидуальный отбор устанавливает наличие у детей необходимых для освоения образовательной программы способностей в области физической культуры и спорта, выявляет физические, психологические или двигательные умения. С этой целью проводится тестирование уровня подготовленности к обучению по предпрофессиональной программе, в основе которого выполнение контрольных упражнений и соотнесение показанного результат с нормой, установленной Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей.

 

Нормативы общей физической и специальной подготовленности за зачисления в группы на этапеначальнойподготовки.

 

 

 

п/п

 

Тест (контрольный норматив)

 

Результат

 

 

1

 

Бег на 20 м с высокого старта, с

 

 

4,3 и менее

 

2

 

"Челночный" бег 4х9 м, с

 

 

11,1 и менее

 

3

 

Отжимания (сгибание и разгибание рук) в упоре лежа, кол-во раз

 

 

37 и более

 

4

 

Прыжок в длину с места толчком с двух ног, см

 

 

160 и более

 

5

 

Бег на коньках 20 м лицом вперед, с

 

 

4,3 и менее

 

6

 

Бег на коньках 20 м спиной вперед, с

 

 

6,3 и менее

 

7

 

"Челночный" бег на коньках 6х9 м, с

 

 

16,4 и менее

 

8

 

Слаломный бег на коньках без шайбы, с

 

 

12,3 и менее

 

 

 

 

 

1 для поступающих на этап начальной подготовки или тренировочный этап (этап спортивной специализа-ции)

2 при переводе обучающихся по периодам, годам обучения


Нормативы общей физической и специальной подготовленности за зачисления в группы на тренировочномэтапе(этапеспортивнойспециализации

п/п

 

Тест (контрольный норматив)

 

Результаты

1

 

Бег на 30 м с высокого старта, с

 

 

5,2 и менее

 

2

 

Бег на 400 м, с

 

 

74 и менее

 

3

 

Бег 3000 м, мин

 

 

без учета времени

 

4

 

Приседание со штангой

 

с       весом       100% собственного веса -10 раз и более

 

5

 

Подтягивание на перекладине

 

8 раз и более

 

6

 

Ппятикратный прыжок в длину, м

 

 

8 и более

 

7

 

Бег на коньках 30 м лицом вперед, с

 

 

5,6 и менее

 

8

 

"Челночный" бег на коньках 6х9 м, с

 

 

16,4 и менее

 

9

 

Бег по малой "восьмерке" лицом вперед и спиной вперед, с

 

 

27 и менее

 

10

 

Обязательная техническая программа

 

 

выполнение

 

             Промежуточная аттестация проводится ежегодно на всех этапах многолетней подготовки                          обучающихся     по    дополнительной    предпрофессиональной    программе «Хоккей».   Ее      целью     является     определение   уровня    освоения     обучающимися образовательной программы по всем предметным областям после каждого учебного года обучения для перевода на следующий год. Формой промежуточной аттестации являются контрольно-переводные испытания. Подробно этот вопрос освещен в разделе 5 «Контроль освоения образовательной программы обучающимися».

Формирование учебных групп и их количественный состав определяется этапом (периодом) и годом обучения:

Этап                (период) обучения (подготовки)

 

Период и продолжительность (в годах)

 

Наполняемость групп (человек)

 

минимальная

 

оптимальная

 

максимальная

 

-      этап       начальной подготовки

 

До года – 1 год

 

14

 

16-18

 

25

 

Свыше года 1-2 года

 

12

 

14-16

 

20

 

- тренировочный этап (этап           спортивной специализации)

 

Первый год

10

10-12

14

Второй год

10

10-12

14

Третий год

 

8

9-11

12

Четвертый год

6

8-10

12

Пятый год

 

5

8-10

12

Совершенствование спортивного мастерства

До одного года

1

5-7

10

Свыше одного года

1

5-7

10

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Режим учебно-тренировочной работы

 

Учебно-тренировочныйпроцесспроводитсякруглогодичновсоответствиисустановленным режимом,годовымучебнымпланоминастоящейпрограммой.

Учебный план рассчитан на 52 учебные недели т.ч. 6 недель самостоятельная работа по индивидуальным планам, 3 недели учебно-тренировочные сборы в условиях летнего спортивного лагеря).

Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах. Один академический час равен 45 минутам.

Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) спортивной подготовки обучающихся и не может превышать:

- на начальном этапе – 2 часов (90 минут)

 

- на тренировочном этапе – 3 часов (135 минут)

в группах, где нагрузка составляет 24 часа в неделю - 4 часов (180 минут)

 

В период каникул в общеобразовательных школах в ДЮСШ допускается проведение более одного тренировочного занятия в день, при этом перерыв между занятиями составляет не менее 6 часов и суммарная продолжительность занятий не может превышать:

- на начальном этапе – 4 часов (180 минут)

 

- на тренировочном этапе – 6 часов (270 минут)

- на этапе совершенствования спортивного мастерства – 8 часов (360 минут)

 

Нагрузка при проведении календарных и контрольных игр планируется из расчета 2 часов (3 периода по 15 минут с перерывами и разминка) для обучающихся на этапе начальной подготовки; для остальных обучающихся нагрузка на игры планируется из расчета 3 академических часов.

 

Режимучебно-тренировочнойработыдляучебныхгруппвнеделю

 

Этап (период) и год обучения

 

         Объем учебной нагрузки в часах

 

- этап начальной подготовки до 1 года обучения

- этап начальной подготовки свыше 1 года обучения

- тренировочный этап 1 год обучения - тренировочный этап 2 год обучения - тренировочный этап 3 год обучения - тренировочный этап 4 год обучения - тренировочный этап 5 год обучения

- спортивного совершенствования до 1 года обучения

- спортивного совершенствования свыше 1 года

6 часов

 

 

8 часов

 

12 часов 12 часов 18 часов 18 часов 18 часов

24 часа

 

24 часа


 

3. Методическая часть образовательной программы

 

Методическая часть программы определяет содержание учебного материала по основным предметным областям, его преемственность и последовательность по этапам (периодам) и годам обучения и в годичном цикле, включает рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

3.1. Организационно-методические указания.

 

Основной целью образовательной программы, интегрированной с процессом многолетней подготовки юных хоккеистов, является получение базисных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки высококвалифицированных хоккеистов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня.

В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: основных концепций теории и методики хоккея, специфики вида спорта хоккей, модельных характеристик высококвалифицированных хоккеистов и возрастных особенностей юных хоккеистов.

Многолетняя подготовка юных хоккеистов - это единый педагогический процесс, состоящий из следующих этапов:

этап начальной подготовки;

 

тренировочный этап (этап спортивной специализации).

 

Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственные ему задачи.

На этапе начальной подготовки решаются следующие задачи: выявление детей способных к занятиям по хоккею;

формирование стойкого интереса к занятиям по хоккею;

 

всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

воспитание физических качеств: быстроты, гибкости и координационных качеств;

разучивание основных приемов техники, а также индивидуальных и групповых тактических действий;

овладение основами соревновательной деятельности по хоккею.

 

На тренировочном этапе целесообразно рассмотреть задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.

Задачи периода начальной специализации:

 

воспитание    физических    качеств:    быстроты,     гибкости,    координации    и выносливости;

овладение приемами техники хоккея и их совершенствование в усложненных условиях;

разучивание индивидуальных и групповых тактических действий в атаке и обороне и их совершенствование в игровых условиях;

•освоение соревновательной деятельности. Задачи периода углубленной специализации:

воспитание     специальных     физических      качеств:      силовых,      скоростных, координационных и специальной (скоростной) выносливости;

 

 


 

 

разучивание сложных приемов техники и совершенствование ранее освоенных в игровых условиях;

освоение индивидуальных, групповых и командных тактических действий в атаке и обороне;

совершенствование соревновательной деятельности юных хоккеистов с учетом их индивидуальных особенностей и игрового амплуа;

формирование умения готовиться к игре, управлять своим состоянием в ходе матча и восстанавливаться после матча.

В соответствии с основной направленностью этапов и стоящих перед ними задач осуществляется адекватный подбор средств, методов и режимов работы, определяются величины и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок, и на этой основе производится рациональное построение учебно-тренировочного процесса в годичных и многолетних циклах. Немаловажную роль в многолетней подготовке юных хоккеистов играет организация и методика начального отбора в группы предварительной подготовки. Качество проведенного отбора во многом определяет и эффективность учебного процесса.

Организация отбора предусматривает его проведение в три этапа. На первом этапе определяется целесообразность выбора вида спорта, учитывая соответствие физических и психических данных ребенка требованиям, предъявляемым хоккеем. На втором выявляются способности к прогрессированию в процессе обучения и тренировки. На третьем этапе решается задача выбора наиболее талантливых спортсменов, способных в перспективе показывать высокие спортивные результаты.

Таким        образом,        программой       многолетней       подготовки       хоккеистов предусматривается проведение начального отбора на этапе предварительной подготовки в течение нескольких лет в ходе учебно-тренировочного процесса. Поэтому к основной направленности обучения на этом этапе (всестороннее, гармоническое развитие физических способностей и укрепление здоровья) следует также отнести и выявление игровых способностей детей и пригодности их к занятиям хоккеем.

Особенности    организации    и    методики    проведения    учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки заключается в следующих положениях:

1.Продолжается отбор способных к хоккею детей (для продолжения обучения на тренировочном этапе) и осуществляется формирование у них стойкого интереса к занятиям хоккеем.

2.Процент общей физической подготовки постепенно снижается и увеличивается доля специализированной.

3.Обращается больше внимания на воспитание специализированных физических способностей (скоростных, координационных качеств и гибкости).

4.Более основательное освоение основных приемов техники и индивидуальных и групповых тактических действий.

5.Ознакомление    с    правилами    игры    и    освоение    основ    соревновательной деятельности.

При    переводе и зачислении юных хоккеистов на тренировочный  этап, обучающиеся сдают приемные нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.

В период начальной специализации тренировочного этапа обращается особое вниание на воспитание специальных физических качеств: скоростных, координационных и

 

 


 

 

выносливости; на освоение и совершенствование приемов техники в усложненных условиях во взаимосвязи с индивидуальными и групповыми тактическими действиями; начинается освоение командных тактических и соревновательных действий в атаке и обороне.

При построении тренировочного процесса на отдельных этапах многолетней подготовки, определение объемов отводимых на отдельные виды подготовки, нагрузок разной направленности, динамики средств и методов необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (благоприятные) фазы развития того или иного физического качества.

Морфофункциональныепоказателифизических качеств

 

Возраст(лет)

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

Рост

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Мышечная масса

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Быстрота

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

Скоростно-силовые качества

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

Сила

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Выносливость (аэробные возможности)

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

Анаэробные возможности

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

Гибкость

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

Координационные способности

 

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

Равновесие

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

Опираясь на эти данные, в соответствии с указанными сроками целесообразно определять и преимущественную направленность тренировочного процесса. Например: сенситивная фаза развития физического качества быстроты приходится на возраст 912 лет. Соответственно и учебно-тренировочный процесс в работе с хоккеистами этого возраста должен иметь преимущественно скоростную направленность.

В период начальной специализации тренировочного этапа приобретает большую значимость освоение и совершенствование приемов техники в усложненных условиях, с подключением незначительного противодействия ряда сбивающих факторов (повышение скорости выполнения, помехи соперника, ограничение времени и пространства). При совершенствовании приемов техники на этом этапе, прежде всего, обращается внимание на правильное - биомеханически оправданное - и стабильное их выполнение.

В то же время в процессе совершенствования приемов техники полезно включать элементы вариативности их выполнения, что в определенной степени способствует развитию координационных способностей юных хоккеистов.

Параллельно во взаимосвязи с совершенствованием приемов техники следует осваивать индивидуальные, групповые и командные тактические действия в атаке и обороне.

При освоении индивидуальных и групповых тактических действий в обороне надо обращать внимание обучаемых на овладение скоростным маневрированием в движении на коньках лицом и спиной вперед, выбор позиции, взаимодействие с партнерами,

 

 


 

 

взаимостраховка, отбор шайбы клюшкой и с помощью силового единоборства туловищем. Для успешного освоения атакующих индивидуальных и групповых тактических

действий юные хоккеисты должны уметь хорошо владеть коньками, клюшкой и шайбой. При этом начинать надо с освоения передач шайбы. Передача шайбы - это ключ к взаимопоиманию и взаимодействию партнеров. Слабое владение передачами, сводит на нет любые тактические построения. В этом аспекте, в тренировочных заданиях по совершенствованию передач шайбы, помимо работы над техникой, необходимо воздействовать на не менее важные         тактические                  компоненты:    быстроту            и                   своевременность            выполнения, направленность и точность, а также дифференцировку по силе.

Параллельно с освоением передач можно начинать освоение простейших тактических комбинаций и командных тактических построений в нападении. Начинать разучивание с элементарных построений по фазам атакующих действий. Например, в фазе организации атаки - простейшие взаимодействия защитников и нападающих по организованному выходу из своей зоны. В этом случае целесообразно использовать расчлененный метод упражнений, когда с целью облегчения вся тактическая комбинация разделяется на отдельные «связки». После освоения отдельных «связок» проводится их сочетание в одну комбинацию в целом.

В фазе развития атаки следует уделять особое внимание скоростному прохождению средней зоны за счет длинных диагональных и продольных передач.

В фазе завершения атаки с хода: вхождение в зону нападения на высокой скорости с последующим выходом на завершающий бросок в ворота противника одного из атакующих. На этапе углубленной специализации объем общей физической подготовки несколько стабилизируется и продолжает увеличиваться объем специальной физической подготовки.

В процессе проведения специальной физической подготовки обращается особое внимание на развитие физических качеств в большей степени отвечающих требованиям соревновательной деятельности хоккеистов, таких как: силовые и скоростно-силовые, скоростные и координационные, скоростная и скоростно-силовая выносливость. Для эффективного воздействия на эти качества целесообразно использовать современные, специальные измерительные стенды и тренажерные устройства.

На этом этапе осуществляется дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности в плане достижения определенного уровня мастерства, обеспечивающего стабильность, надежность и вариативность игровой деятельности. Для этого в содержание занятий вводятся различные игровые упражнения техникоактической направленности, проводимые в режимах соревновательной деятельности. Необходимо проводить индивидуальные занятия, направленные на улучшение отстающих технико-тактических приемов и дальнейшее развитие сильных сторон хоккеиста с учетом его игрового             амплуа.                          Важное                     значение   приобретает                 совершенствование                               игровой соревновательной деятельности хоккеистов. Поэтому следует обращать особое внимание на подготовку и методику проведения учебно-тренировочных, товарищеских, контрольных и оригинальных игр с постановкой конкретных задач каждому хоккеисту, звену и команде с последующим анализом и оценкой степени выполнения заданий на разборах игр.

 

3.2. Учебный план.

 

Учебный план многолетней подготовки юных хоккеистов - это основополагающий


 

документ,    определяющий    распределение    временных    объемов    основных    разделов подготовки хоккеистов по возрастным этапам и годам обучения. При составлении учебного плана ДЮСШ исходит из специфики хоккея, возрастных особенностей юных хоккеистов, основополагающих положений теории и методики хоккея, а также с учетом модельных характеристик подготовленности хоккеистов высшей квалификации - как ориентиров, указывающих направление подготовки. В плане определены оптимальные суммарные объемы учебно-тренировочной и соревновательной деятельности по годам обучения, рассчитанные на основе процентных соотношений отдельных видов подготовки из теории и методики хоккея, по каждому возрасту в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей.

 

Предметные области

 

Этапы (периоды) обучения

 

Этап начальной подготовки

 

Тренировочный этап

 

До года

 

Свыше года

 

Начальной специализации

 

Углубленной специализации

 

Теоретическая подготовка (%)

 

10

 

10

 

10

 

10

 

Общая физическая подготовка (%)

 

20

 

17

 

13

 

10

 

Специальная                  физическая подготовка (%)

 

10

 

13

 

17

 

20

 

Избранный вид спорта хоккей (%)

 

45

 

45

 

45

 

45

 

Участие в соревнованиях (%)

 

5

 

5

 

5

 

5

 

 

Учебный план является основным нормативным документом, определяющим дальнейший ход технологии планирования. Следующей ее ступенью явится составление планов-графиков на годичный цикл по каждому возрасту.

При составлении учебного плана реализуются принципы преемственности и последовательности учебного процесса, создаются предпосылки к решению поставленных перед каждым этапом задач.

Направленности и содержанию по этапам и годам обучения свойственна определенная динамика.

С увеличением общего годового временного объема изменяется соотношение времени, отводимого на различные виды подготовки по годам обучения.

Из года в год повышается объем нагрузок на техническую, специальную, физическую, тактическую и игровую (интегральную).

Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок на общую физическую подготовку.

Постепенный переход от освоения основ техники и тактики хоккея к основательному изучению и совершенствованию сложных технико-тактических действий на основе одновременного развития специальных физических и психических способностей.

Увеличение объема тренировочных нагрузок.

 

Увеличение объема игровых и соревновательных нагрузок.

 

Повышение уровня спортивного мастерства, за счет надежности, стабильности и вариативности, технико-тактических и игровых действий в условиях напряженной соревновательной деятельности.

               3.3. План-схема годичного цикла подготовки.

Построение    годичного    цикла    является     одним     из     важных    компонентов образовательной   программы   и    представляет   собой   рациональное   распределение программного материала по основным структурным компонентам.

Этап начальной подготовки до года: в сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие гибкости, ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп; дальше включается специальная физическая и техническая подготовка на льду с акцентом на обучение технике катания и развитие основных двигательных качеств;             тактической            подготовке уделяется     небольшое  внимание; теоретический материал равномерно распределен по всему учебным месяцам. В течение всего учебного года применяется широкий круг средств и методов игровой подготовки, направленных на развитие игрового и оперативного мышления юных хоккеистов. Задачами этого      этапа   являются:   набор             максимально          большего         количества    обучающихся; формирование у них стойкого интереса к занятиям хоккеем; всестороннее гармоничное развитие физических способностей; овладение основами техники и тактики хоккея; подготовка наиболее одаренных из них к переходу на этап начальной подготовки свыше года обучения.

            Годовой план распределения учебных часов для этапа

начальной подготовки (1 год обучения).

                                                                                                               

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

За год

Теоретические занятия

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

12

Практические занятия

 

Общая физическая подготовка

16

20

17

15

13

11

13

13

13

15

16

14

176

Специальная физическая подготовка

4

4

4

6

6

6

6

6

4

4

4

4

58

Технико-тактическая подготовка

0

0

4

4

6

6

6

6

6

6

6

8

58

Медико-биологический контроль

2

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

4

Восстановительные мероприятия

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Инструкторская и судейская практика

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Зачетные и переводные испытания

2

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

4

Всего

26

26

26

26

26

24

28

26

26

26

26

26

312

Определение структуры и содержания годичного цикла на этапе начальной подготовки свыше года предполагает незначительную положительную динамику объемов, отводимых на отдельные виды подготовки, и в целом за годичный цикл.

 

Годовой план распределения учебных часов для этапа начальной подготовки (2-3 год обучения)

 

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

За год

Теоретические занятия

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

18

Практические занятия

 

Общая физическая подготовка

13

20

15

14

12

10

17

16

16

17

16

14

180

Специальная физическая подготовка

6

7

8

8

10

10

9

8

7

7

8